С 1 ноября 2024 года в России майнинговая деятельность перестанет быть в серой зоне – вступает в силу все статьи Федерального закона от 08.08.2024 № 221-ФЗ. В этой статье дадим общий обзор по изменениям в этой сфере.

ЧТО ТАКОЕ МАЙНИНГ?

Теперь закон даёт юридическое понятие майнинга.

«Майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе».

Что мы можем узнать из этого понятия?

Во-первых, закон в своём понятийном аппарате приравнял криптовалюты к другим цифровым валютам. Напомним, что цифровой валютой является совокупность электронных данных, которые содержатся в информационной системе и могут быть приняты в качестве средства платежа. При этом такая денежная единица не является единицей РФ или иностранного государства. Фактически звучит это так, что цифровая валюта валютой в юридическо-экономическом смысле не является, не является деньгами (так как официальной денежной единицей является рубль), но может приниматься как средство платежа. То есть криптовалюты являются разновидностью таких цифровых валют, хотя само слово «криптовалюта» не используется. Из этого можно сделать вывод, что криптовалюту можно будет использовать не только как имущество в широком смысле слова, которым можно предоставлять встречное возмездное исполнение, но и как средство платежа.

Во-вторых, сам майнинг выполняется с помощью специального оборудования и программного обеспечения, которое осуществляет математические вычисления. За математические вычисления лицо получает вознаграждение в виде такой цифровой валюты. Кроме того, в процессе майнинга используется технология распределённого реестра. Это всё пересказывает техническую суть майнинга, указывает на определённые атрибуты процесса. В юридической плоскости это означает, что без наличия этих атрибутов деятельность нельзя будет назвать майнингом, соответственно, остальное регулирование не должно будет применяться.

ЧТО ЕЩЁ НОВОГО И ВАЖНОГО?

  1. Росфинмониторинг будет вести перечень адрес-идентификаторов, по которым есть подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконных путём;
  2. Майнерами могут быть юридические лица и ИП, которые включены в реестр. Физические лица могут майнить в ограниченном количестве так, чтобы не превышать установленные лимиты по электроэнергии. Если не соблюсти требование о включении в реестр, по решению суда могут уменьшить присоединенную мощность вплоть до полного отсоединения энергопринимающих устройств от электросети. Плату за их технологическое присоединение не вернут;
  3. Нельзя заниматься майнингом: если установлен в целом запрет на майнинг в субъекте РФ, если есть непогашенные судимости за некоторые виды преступлений, если лицо уже занимается передачей и производством электроэнергии;
  4. Можно заниматься отдельно предоставлением майнинговой инфраструктуры, объединяться в пулы;
  5. Полный запрет на рекламу криптовалюты;

ЧТО С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ?

В законе нет никаких указаний насчёт порядка уплаты налога по цифровым валютам. В пояснительной записке к законопроекту указано: «Введение предлагаемого законопроектом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей». То есть авторы законопроекты обосновывали его принятие, в том числе, выведение из тени прибыль по майнингу.

Проанализировав системно новые нормы, мы пришли к следующему. Заниматься майнингом смогут юридические лица и ИП. Они точно будут нести свои стандартные налоговые обязанности в зависимости от налогового режима. Физические лица при майнинге могут платить НДФЛ. Это подтверждается более ранними позициями Минфина РФ, где указывалось, что несмотря на пробелы в законах, можно руководствоваться общими нормами и специальными нормами (по отдельным видам налогов) Налогового кодекса.[1]

Получение криптовалюты будет отслеживаться специальным уполномоченным органом посредством передачи информации от самого майнера. Ещё надо будет передать адрес-идентификатор (уникальная последовательность символов для учёта в информационной системе операций с криптовалютой).

ЧТО В ИТОГЕ?

Вопросов остаётся достаточно много. Многие вещи в законе отдаются в ведение Правительства РФ (ведение реестра, назначение уполномоченных органов). Нигде не сказано про новые ОКВЭДЫ, созданные специально для майнинга. Не указаны какие-либо лимиты и ограничения по тратам электроэнергии. Не установлены критерии или условия, при которых можно установить запрет майнинга в субъекте.

При этом все указанные вопросы, на наш взгляд, носят технический характер. Их заполнение – вопрос времени. Кроме того, поправки ставят фундамент, от которого можно оттолкнуться при установлении детализирующих норм и правил.


[1] Письмо Минфина РФ от 16.08.2023 № 03-03-07/77230 и Письмо от 05.12.2022 № 03-03-06/1/118755.