Все мы знаем, что по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика выполнить определённую работу и сдать результат её выполнения заказчику, а заказчик в свою очередь обязуется принять результат работ и оплатить его. Договор подряда является одним из самых наиболее используемых договоров и все так или иначе с ним сталкивались. Более того, для многих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнение каких-либо работ – основной вид деятельности.

Помимо многих деталей, которые указаны в Гражданском кодексе, одним из самых важным вопросов является вопрос возникновения права собственности на вновь созданную вещь. В законе нет ответа на вопрос у кого первично возникает право собственности на изготовленную вещь. Многие утверждают, что право собственности сначала возникает у подрядчика, а затем он передаёт это право заказчику путём подписания акта выполненных работ. Основным аргументом для этого утверждения служит п. 2 ст. 703 Гражданского кодекса, где указано, что по договору подряда, результатом которого является изготовление вещи, подрядчик передаёт права на такую изготовленную вещь заказчику.

Мы же придерживаемся иной позиции и считаем, что право собственности первоначально сразу возникает у заказчика. Сейчас объясним почему.

В уже упомянутом п. 2 ст. 703 Гражданского кодекса указано, что подрядчик передаёт права заказчику. В этой норме указано множественное число слова «право», то есть подрядчик не одно, а несколько сразу прав. При этом право собственности в Гражданском кодексе всего одно. Это право собственности единое и не предполагает какое-то количество или какой-то набор прав. Из этого можно сделать вывод, что в п. 2 ст. 703 подразумевается какой-то набор прав, но не само право собственности. Кроме того, в п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса указано, что собственником изготовленной вещи становится лицо, которое создало или изготовило её для себя. Подрядчик является лишь нанятым на исполнение лицом, он не создаёт по договору вещь для себя. Именно заказчик имеет интерес в создании вещи для своих собственных нужд.

В вопросе распределения риска случайной гибели или повреждения изготовленной вещи между сторонами договора закона указывает, что подрядчик несёт такой риск до момента приёма результата работ заказчиком. При этом по общему правилу собственник вещи несёт всегда все риски случайной гибели или повреждения своих вещей. То есть если бы право собственности было бы у подрядчика изначально, то эта норма не имела бы смысла, ведь было бы очевидно, что все риски лежат на подрядчике. Таким образом, мы можем смело сделать вывод, что право собственности на изготовленную вещь всё-таки возникает у заказчика.

Ещё одним аргументом в пользу нашей позиции является факт возможности подрядчиком удерживать результат работ (изготовленную вещь), если, например, заказчик не оплачивает выполненную работу. При этом согласно ст. 712 Гражданского кодекса и Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда от 10.10.2006
№ 7226/06 удерживать можно только чужую вещь. Ведь нет никакого здравого смысла в том, чтобы удерживать свою собственную вещь.

Несмотря на то, что прямого ответа в законе не содержится, проведя комплексный анализ разных норм Гражданского кодекса, мы нашли не одно доказательство, что именно у заказчика возникает первоначально право собственности на изготовленную вещь по договору подряда.