Как привлечь к ответственности перевозчика за порчу/утрату груза?
Представить современный мир без деятельности перевозчиков невозможно особенно в экономической сфере. Использование услуг профессиональных перевозчиков особо актуально в предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров. Помощь профессионального перевозчика может также потребоваться в рамках иных видов бизнеса. Например, допустим, Вы решили открыть собственный завод и Вам необходимо доставить оборудование на его территорию.
Перевозчик отвечает за сохранность груза во время перевозки. Если говорить конкретнее перевозчик начинает нести ответственность за груз с момента его получения – погрузки грузоотправителем, до момента передачи груза – выгрузки грузополучателем. Однако перевозчик не всегда может быть привлечен к ответственности в случае порчи/утраты груза во время перевозки.
Прежде в чем говорить о том, как привлечь к ответственности перевозчика за порчу/утрату груза стоит разобраться в каких случаях перевозчик может не отвечать за несохранность груза в пути.
Законом предусмотрено, что перевозчик освобождается от ответственности, если не докажет, что утрата, порча груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Что это за обстоятельства закон не раскрывает, однако судебная практика[1] частично определяет такие случаи:
- в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
- вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза;
- вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму;
- вследствие обстоятельств непреодолимой силы (например, военные действия).
Дополнительно стоит отметить, что Вы можете привлечь перевозчика к ответственности даже в случае, если утрата/порча груза произошли не по его вине, и в то же время отсутствуют основания для освобождения перевозчика от ответственности. Например, при утрате/порче груза в случае ДТП по вине третьего лица.
В судебной практике можно обнаружить кейсы, когда перевозчика груза привлекали к ответственности при возгорании транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка груза, не по вине водителя или в случае кражи груза. Но в указанных случаях суд указывал на косвенную вину перевозчика. Так, в случае с возгоранием суд указал, что перевозчик отвечает за эксплуатацию транспортного средства и его исправность, а в отношении кражи – что перевозчик не обеспечил достаточную охрану груза при перевозке.
Какие в общем действия необходимо совершить и в каком порядке, если перевозчик утратил или испортил Ваш груз и отсутствуют обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности?
1. Необходимо зафиксировать повреждение груза или его утрату при получении груза посредством составления акта. При осмотре поврежденного груза, составлении акта грузополучателем необходимо присутствие представителя перевозчика. Если последний отсутствует, то Вам нужно направить уведомление перевозчику о намерении составить акт и с просьбой предоставить также представителя со стороны перевозчика для составления акта. Если перевозчик игнорирует Ваше уведомление, уклоняется от взаимодействия с Вами, то акт может быть составлен без представителя перевозчика в течение трех дней с даты обнаружения утраты/порчи груза.
О составлении акта необходимо сделать отметку в транспортной накладной. В некоторых случаях для фиксации повреждения груза может потребоваться также проведение экспертизы.
2. По итогам совершения действия для целей фиксации невыполнения перевозчиком обязанности по сохранности груза во время перевозки Вам необходимо подготовить претензию для перевозчика. К претензии нужно приложить документы, подтверждающие Ваше право на предъявление такой претензии и обосновывающие предъявленные требования (транспортная накладная, акт, заключение экспертизы и др.).
3. Передать претензию перевозчику необходимо таким образом, чтобы зафиксировать дату ее получения перевозчиком: например, посредством вручения представителю перевозчика под роспись (в этом случае подается 2 экземпляра, один остается у Вас) либо направления на почтовый адрес перевозчика заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении.
4. В случае отказа перевозчиком удовлетворить претензию или ее игнорировании по истечении 30 дней со дня получения претензии Вы можете обратиться в суд с требованием к перевозчику о привлечении последнего к ответственности в связи с утратой или порчей груза. Срок для предъявления требования к перевозчику в судебном порядке составляет 1 год, однако момент, с которого следует отсчитывать указанный срок, определяется в зависимости от транспорта, на котором осуществлялась перевозка груза, и указан в соответствующем транспортном кодексе или уставе.
Стоит отметить, что при совершении всех вышеперечисленных действий для привлечения перевозчика к ответственности необходимо учитывать вид транспорта, посредством которого осуществлялась перевозка груза, и особенности положений транспортных кодексов или уставов, правил перевозок грузов соответствующим видом транспорта.
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»