Гайд по выездным налоговым проверкам
Общая схема выездной проверки
Давайте пройдёмся по всем этапам из схемы. Рассмотрим, что можно делать и нельзя. Что может делать налоговая служба.
I. Отбор налогоплательщика для проверки.
Общедоступная информация о критериях отбора содержится в Приказах ФНС России. Налоговые органы анализируют абсолютно всю доступную им информацию о налогоплательщике:
- суммы исчисленных и уплаченных налогов;
- показатели отчётности;
- формирование налоговой базы.
Повлиять каким-либо образом на отбор нельзя.
Основный параметр оценки – наличие рисков налогоплательщика. Что входит в риски? Множество вопросов по деятельности бизнеса: от частой смены местонахождения юридического лица до слишком большого количества убытков, отражённых за несколько налоговых периодов подряд.
II. Вынесение решения о проведении выездной проверки.
По общему правилу проверку проводит налоговый орган, по месту которого зарегистрирован бизнес. Налоговый орган выбирает период проверки и предмет проверки. В предмет проверки входит правильность исчисления и уплаты налогов. Выбирается, например, правильность исчисления и уплаты НДС, страховых взносов, налога на прибыль и т. д. Выбранный вид налога может быть только один, а может быть выбрано сразу несколько. Период проверки составляет не больше трёх лет, которые предшествуют дате вынесения решения.
Что важно. (1) Налоговый орган не может выходить за рамки предмета и периода проверки. Если какие-либо мероприятия налогового контроля будут проводиться вне рамок предмета и периода их можно будет легко оспорить. (2) Решение о проведении проверки является важным процессуальным документом, с которым обязательно должен быть ознакомлен налогоплательщик. Именно в решении указывается предмет и период проверки.
III. Мероприятия налогового контроля.
1) Само содержание проверки составляют мероприятия налогового контроля. Через мероприятия налоговый орган получает информацию.
Список мероприятий:
- истребование документов налогоплательщика;
- истребование документов у третьих лиц (контрагентов налогоплательщика);
- выемка документов и предметов;
- осмотр помещений (офисов, производства) налогоплательщика;
- инвентаризация имущества;
- допрос свидетелей и должностных лиц;
- иные (приглашение специалиста, эксперта).
Налоговая может использовать каждое мероприятие при необходимости, может ограничиться только одним. Это остаётся сугубо на её усмотрение.
Что важно. (1) Налоговый орган может привлечь к проведению налоговых мероприятий полицию. Например, при осмотре помещений могут участвовать сотрудники полиции. При этом полиция может действовать в рамках федерального закона «О полиции», по которому она имеет право применять силу в рамках своих полномочий. (2) За не предоставление документов (каждый эпизод) может налагаться штраф.
2) Общий срок проверки, т. е. проведение мероприятий составляет два месяца. Срок проверки начинает течь на следующий день после вынесения решения о проверки. С этого дня отчитывается два месяца. В последний день составляется справка о проверке.
Что важно. Срок может продлеваться ещё на два месяца – всего четыре. В исключительных случаях – до 6 месяцев.
Исчерпывающего перечня оснований для продления проверки не установлено. Это могут быть задержки и отказ в предоставлении документов, неявки лиц на допросы и т. д.
Что важно. Приказом ФНС России установлена форма решения о продлении срока проверки. Но при её несоблюдении по формальным основаниям оспорить продление нельзя. Важно лишь, чтобы решение о продлении подписало уполномоченное лицо.
3) Проверку можно приостановить. Тогда срок в два месяца перестаёт течь и после возобновления продолжается. Приостановление и продление являются двумя разными действиями проверяющих. Приостановление проверки осуществляется так же по усмотрению налогового органа. Приостановлений проверки может быть несколько, но общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев (в исключительны случаях – 9 месяцев).
Что важно. При приостановлении проверки проверяющие должны вернуть все истребованные оригиналы документов (кроме изъятых в выемке), покинуть всю территорию налогоплательщика, прекратить истребование документов. Однако при этом налоговый орган может истребовать документы у третьих лиц, допустимо также вызывать на допрос.
IV. Cправка о проверке.
Справка составляется и вручается в последний день проверки. После этих действий налоговый орган больше не может совершать каких-либо действий в отношении налогоплательщика, что-либо требовать. В справке должны быть зафиксированы сроки и предмет проведённой проверки.
Что важно. Существенным нарушением налогового органа является необеспечение права проверяемого лица участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения. Кроме того, после составления справки в неё нельзя вносить какие-либо изменения и исправления.
V. Акт по итогам проверки.
Акт по итогам проверки составляется всегда и является обязательным документом. Если акт не составлен, то налоговый орган не сможет вынести решение по итогам проверки. Именно в акте указывается нарушения налогового законодательства, в которых налоговый орган подозревает плательщика. Акт ещё не финальный документ, по которому плательщик привлекается к ответственности.
VI. Вручение акта налогоплательщику.
Акт вручается в течение 5 рабочих дней с момента составления. Акт вручается под расписку или иным способом, которым можно подтвердить передачу (вручение).
Почтой акт может быть направлен налогоплательщику, только если он сам уклоняется от вручения. Факт уклонения тогда должен быть тоже отражён в акте. Установить сам факт уклонения налоговые органы должны с определённым уровнем достоверности, иначе это может нарушить права налогоплательщика.
Мы настоятельно рекомендуем не уклоняться от вручения акта, учитывая, что сам акт не финал.
Что важно. Сам акт оспорить нельзя в суде или вышестоящей налоговой, так как это не итоговый документ. Можно (но не обязанность) подать возражения в ту же налоговую на акт и повлиять на составление итогового решения.
VII. Исследование материалов проверки.
По итогам всей проверки руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает результаты проверки и выносит решение. Решение должно быть вынесено в течение 10 дней с момента окончания срока на подачу возражений по акту. Этот срок может быть продлён на усмотрение руководителя налогового органа.
Что важно. Налогоплательщик имеет право присутствовать и должен быть извещён о процессе рассмотрения материалов проверки. Иное является существенным нарушением прав налогоплательщика.
VIII. Решение по итогам проверки.
В решение должно быть указано на наличие налоговых правонарушений или об их отсутствии. В нём обязательно должны быть указаны права налогоплательщика на сроки и порядок обжалования решения, все необходимые сведения о причинах привлечения к ответственности.
Что важно. Уже по итогам вынесенного решения налоговый орган может принимать обеспечительные меры в отношении налогоплательщика: блокировка активов и счетов. Кроме того, налоговая может начать принудительное исполнение своего решения, вступившего в силу. Его можно обжаловать в самом налоговом органе или уже в суде.
Вывод. Сами суды и работники налоговых инспекцией придают значение только существенным нарушениям прав налогоплательщика при проверках. При ссылке на формальные нарушения налогового органа всегда нужно стараться доказать, что они повлекли за собой содержательные правонарушения. При этом у налогоплательщика всё равно остаётся простор для действий: можно согласиться лишь частично с решением и обжаловать другую часть или конкретные выводы по конкретному налогу.