I. ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ?

    Под это определение подпадает торговля через интернет-магазин и маркетплейс. В юридической терминологии это подразумевает дистанционный способ продажи товаров (розничной торговли). В таком способе договор заключается с помощью технических средств (интернета), и покупатель узнаёт о товаре на основании предложенного описания товара. То есть покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром: осмотреть его, прикоснуться и т. д. (что логично).

    В этом как раз и заключается главный нюанс: раз продавец не может предоставить покупателю непосредственное ознакомление, то ему надо соблюсти все остальные права и гарантии покупателя как потребителя, которые ему предоставлены законом.

    Так что же это за требования?

    • статьи Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи;
    • требования Закона о защите прав потребителей;
    • требования Правил розничной продажи товаров (Постановление Правительства № 2463;
    • обработка персональных данных покупателей.

    II. ЧТО МОЖНО ПРОДАВАТЬ?

      Можно продавать все товары, которые не ограничены и не запрещены в обороте, а ещё те товары, у которых нет ограничения на дистанционный способ продажи.

      Запрещено продавать всем дистанционно алкогольную и табачную продукцию.

      Ещё нельзя продавать лекарственные препараты без лицензии.

      Кроме того, запрещено продавать бывшие в употреблении медицинские изделия, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, а также посуда разового использования.

      Маркетплейсы как сами площадки могут установить собственные ограничения на продажу отдельных видов товара.

      III. ЧТО НУЖНО УКАЗЫВАТЬ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ?

        Оферта. В ней должны быть указаны существенные условия договора купли-продажи. Она должна быть размещена в открытом доступе. Само описание, картинки и фотографии товара уже могут быть офертой, независимо от указания иных характеристик.

        Цена. тоже должна быть обязательно указана по Закону о защите прав потребителей. Кроме того, так будет всем проще на случай возможных претензий друг к другу.

        Информация о продавце. Для ИП ­­– ФИО, ОГРНИП, почту и телефон. Для юридического лица почти то же самое, только ещё юридический адрес.

        Информация о товаре. Информация должна быть полной и достоверной. Указание потребительских свойств товара, срок его службы или срок годности, наличие гарантии, место изготовление товара, его состав, номер сертификата или декларации соответствия, срок этого документы и сведения о выдавшей его организации.

        Иная информация о правах потребителя. Сюда входят условия оплаты и доставки, права потребителя по возврату и отказа от товара, о принятии претензий (рекламаций). Эту информацию нужно дублировать покупателю письменно, например, после оплаты или в момент доставки, можно по электронной почте.

        IV. ЧТО ПРО ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ?

          Так как для продажи и доставки придётся обрабатывать персональные данные покупателя, то продавец автоматически становится оператором персональных данных. Что это значит? Это означает, что нужно подать уведомление в Роскомнадзор, разработать политику об обработке персональных данных покупателей и предоставить возможность с ней ознакомиться, получить само согласие от покупателя на обработку персональных данных. Такое согласия должно быть явно выражено.

          V. КАК БУДЕТ ЗАКЛЮЧЁН САМ ДОГОВОР?

          Продавец обязан заключать договор с любым лицом, которое захочет и примет условия оферты. Покупателю необходимо предоставить подтверждение заключения договора, то есть, например, указать номер оформленного заказа или иной способ идентификации.

          VI. КАК ПРИНИМАТЬ ОПЛАТУ?

          Оплата должна быть в рублях (национальной платёжной валюте) наличным или безналичным способом. По закону выбор способа должен оставаться за потребителем.

          При расчётах с физическими лицами обязательно применять контрольно-кассовую технику, которая выдаёт чеки электронные или физические.

          VII. КАКИЕ ПРАВИЛА ДОСТАВКИ?

          Именно на продавце лежит обязанность осуществить передачу товара покупателю. Товар доставляет по адресу, который укажет покупатель. Товар можно сдать любому лицу, которые предъявит информацию о заказе (номер, идентификатор). Можно установить в оферте иные правила сдачи товара, например, те же ПВЗ.

          Некоторые требуют специальных условий хранения, которые должны быть соблюдены и при перевозке (доставке) товара покупателю. Температурные режимы, специальные контейнеры или пакеты.

          VIII. ЧТО В ИТОГЕ?

          Любое нарушение правил может дать потребителю повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или в суд. Мы советуем не пренебрегать всеми правилами, так как споры с потребителями очень финансово затратны.